Атака покемонов: как дополненная реальность может превратить деловые события в шоу

0
229

Все сходят с ума по игре PokemonGO. Чему организаторы и участники выставок могут поучиться у покемонов, как технология дополненной реальности превращает деловое событие в шоу, сколько это стоит и кому это надо — читайте в интервью CEO Digital-агентства Spider Group Сергея Соляника проекту Expotory.com

Ataka-pokemonov-kak-dopolnennaya-realnost-iz-igry-Pokemon-GO

Двадцать лет назад покемоны уже покоряли нашу планету. В июле они вернулись. Но теперь с ума сошли не только дети, но и взрослые. А все потому, что покемоны перестали быть загадочными японскими мультяшками, они стали частью реальности. И организаторы событий многое могут почерпнуть из этой истории.

Что случилось, и почему все сошли с ума?

Мир захватило бесплатное приложение для смартфонов Pokemon GO — игра с элементом дополненной реальности. Скачиваешь ее, и ты в чудесном мире покемонов, которые поджидают тебя где угодно. Надо всех их поймать. Сидя за монитором, сделать это не получится — придется активно передвигаться в реальном мире. В этом, пожалуй, революционность игры. Она провоцирует на прогулки и общение с людьми.

Как это работает? В игре ты создаешь своего аватара, и пока ходишь по улицам, аватар тоже перемещается по карте — с помощью GPS. Если поблизости покемон, игра сообщает тебе об этом, и вперед, на охоту. Ловишь покемона, тренируешь его для сражений с покемонами других игроков. То есть, еще и соревновательный элемент присутствует.

Фишка в чем? Изображение покемона накладывается на картинку реального мира, которую программа получает с камеры. Покемоны бывают очень разными. Игра учитывает и особенности ландшафта, и время суток, и вид покемона: хочешь поймать «водного» покемона, ищи его у реки, если ночного — играй ночью.

Ataka-pokemonov-kak-dopolnennaya-realnost-iz-igry-Pokemon-GO_1

А ведь началась игра с шутки. 1 апреля 2014 года Google пошутил. Выложил видео с анонсом функции Google Maps — дополненной реальностью. На карте были расставлены покемоны, их якобы предстояло ловить, путешествуя по миру. Шутки шутками, а вскоре Pokemon Company, Google и Nintendo вложили 30 млн долларов в фирму Niantic для разработки продукта. У Niantic, стартапа Google, имелся опыт создания игр с допреальностью: ребята сделали игру Ingress, где команды соревновались за виртуальное владение реальными культурными объектами. Большого успеха эта игра не имела. Почему? Разберемся чуть позже.

Как использовать опыт покемонов?

Проще простого: технология определения местонахождения + слой дополненной реальности, наложенный на пространство выставки = свой мир со своими покемонами, эльфами, горшочками с золотом и летающими коровами. С чем угодно, в общем. Вы можете создать целый мир в пространстве своей выставки, понимаете? А если придумаете, как в этом мире весело провести время, например, поиграть, — цены вам и вашей выставке не будет.

Игра — самый простой и действенный способ вовлечения аудитории. А вовлечение, как мы все знаем, — ключ к успеху любого события.

У многих выставок и выставочных площадок есть приложения для мобильных устройств. На их базе можно использовать технологию дополненной реальности, например, чтобы показать, как тот или иной стенд будет смотреться в пространстве. Более того, можно создать собственную игру для участников выставок по принципу квеста или собирательства, давать баллы или цифровые трофеи пользователям, чтобы в итоге наградить их в реальности — вручить настоящий приз по итогу выставки или, не выходя из Интернета, дать бесплатный билет на следующую выставку или скидку на товар в онлайн-магазине партнера.

Ataka-pokemonov-kak-dopolnennaya-realnost-iz-igry-Pokemon-GO_2

Как технологию допреальности использовать в выставках и сколько это стоит, Expotory рассказал Сергей Соляник, CEO и основатель digital-агентства Spider Group.

Технология дополненной реальности существует с середины прошлого века. Раньше она была весьма дорогостоящей: оборудование производили в единичных экземплярах, а доступ к нему был только в лабораторных условиях. Когда смартфоны с камерами стали обычным делом, и мощности процессоров выросли, допреальность получила очень широкое распространение. Однако большинство людей узнало о ней только сейчас: 20 миллионов человек скачало игру Pokemon Go. И всем в большей степени стало понятно, что такое допреальность и как она работает.

Мы занимаемся этой технологией больше шести лет. Поскольку тогда в России никто о допреальности не знал, было бессмысленно искать профильных специалистов, пришлось их выращивать. А около шести лет назад Spider Group стал партнером на тот момент одного из лидеров в сфере технологий допреальности — французской компании Total Immersion. Наши специалисты обучились в Париже, и мы стали активно разрабатывать мобильные приложения с допреальностью для международных и российских компаний и выставок.

Мы не раз делали проекты с допреальностью для выставок. Для администрации Краснодарского края и Краснодара, которые активно участвуют в российских и международных выставках, мы сделали приложение для демонстрации инвестиционных проектов — бизнес-центров, гостиниц, жилых районов. Одной из самых эффектных была презентация инвестиционных проектов нашего города. В большом выставочном зале мы установили огромный экран из восьми панелей, на который транслировался видеоряд — павильон и стол, стоящий перед экраном. Человек, подходя к столу, выбирал проект и видел, как на экране прямо на его глазах вырастал дом — настолько реалистичный, что его, казалось, можно потрогать. Вращая стол, человек взаимодействовал с изображением — поворачивал дом, чтобы посмотреть с разных сторон, «гулял» по этажам и парковке. Стенд Краснодарского края произвел тогда серьезный wow-эффект.

Ataka-pokemonov-kak-dopolnennaya-realnost-iz-igry-Pokemon-GO_3

Для кого актуальна технология допреальности? В больше степени для компаний, которые производят то, что сложно или невозможно взять и показать в выставочном павильоне. Предположим, вы делаете турбины для ракет или строите дома. Чтобы показать продукт на выставке, достаточно привезти с собой или взять в аренду телевизоры и планшеты, и с помощью технологии допреальности продемонстрировать публике объекты абсолютно реалистично. Причем, не только внешний вид и элементы конструкции, но и принцип работы.

Допреальность — находка для компаний, производящих тяжелую технику. Например, мы сделали интерактивное приложение для завода «Ростсельмаш» — одного из крупнейших производителей сельхозтехники, который активно участвует в выставках. С помощью приложения «Ростсельмаш» может показать, основные узлы комбайна, каков их принцип работы. Как это работает? В павильоне стоит комбайн, человек наводит на его различные части планшет и видит, как все устроено внутри — какие инновации применены, как выглядит тот или иной элемент, как он функционирует. Еще один плюс приложения в том, что «Ростсельмаш» использует его для обучения работе с техникой своих сотрудников и клиентов.

Встроить функцию допреальности в обычное мобильное приложение можно, но иногда легче сделать новое, с учетом функций предыдущей версии. Надо понимать, что разработка приложения делится на три этапа. Первый — 3D-моделирование объекта, который мы будем показывать, как часть реального мира. Если мы говорим о плоском изображении, то проблем нет, и этот пункт выпадает. Второй этап — разработка серверной части, обслуживающей приложение и разработка базы данных, откуда приложение при необходимости будет получать информацию об объектах. Третий этап — подготовка приложения для различных платформ (iOS, Android, Windows).

Стартовая цена разработки приложения с дополненной реальностью — 300 тысяч рублей. Естественно, все зависит от задачи, но чаще всего бюджет проекта доходит до 1 млн рублей и выше. Помимо трех главных этапов разработки, на цену влияет использование специальных инструментов для отслеживания окружающего пространства (SDK). Они достаточно дорогие, поскольку компании-поставщики таких инструментов проводят серьезные научные изыскания для их создания. Например, стоимость годовой подписки на AR SDK может составлять порядка 100 тысяч рублей для одного приложения.

Сроки разработки варьируются от 1,5 месяцев и выше. Простейшие вещи можно делать и быстрее, но время требуется не только на саму разработку, но и на тестирование, публикацию в магазинах Google Play и AppStore (при первичной публикации может потребоваться около 21 дня на рассмотрение приложения цензорами компании).

Активнее всего допреальность сейчас используют выставочные компании, застройщики, подрядчики, обслуживающие сложные объекты (атомные или гидроэлектростанции), а также компании, у которых развита система внутреннего обучения сотрудников. Естественно, игровая индустрия — лидер в допреальности. Но применение этой технологии можно найти везде. Среди наших клиентов есть мебельщики (приложение позволяет «примерять» мебель в реальных помещениях), строители бассейнов (в их приложении можно прямо на земельном участке увидеть, как будет плескаться бирюзовая вода в бассейне той или иной формы). С помощью таких приложений менеджерам гораздо проще продавать, поскольку клиенту даже не надо представлять, как он будет пользоваться продуктом — он видит его своими глазами.

Компаний, которые занимаются допреальностью, в мире, а тем более в России, не так много. Всех конкурентов мы знаем, более того, дружим с ними. Не случайно Spider Group — один из основателей Ассоциации дополненной реальности России. Но после выхода Pokemon Go число конкурентов у нас вырастет, и мы это понимаем. Интерес к технологии растет, и это очень радует. Выход игры решил многие наши проблемы: если раньше приходилось тратить массу времени, чтобы объяснить компаниям принцип работы и то, как допреальность может поднять продажи, сейчас на это уходит гораздо меньше времени. К тому же, далеко не все компании в России считают эффективность своих маркетинговых усилий, поэтому зачастую боятся тратить деньги на новые технологии. Плюс допреальности в том, что финансовый эффект очевиден и легко просчитывается.

Чему еще может научить Pokemon GO?

Повышайте узнаваемость бренда. Игры Ingress и Pokemon GO аналогичны. Почему первую никто не помнит, а вторую обожают во всем мире? Естественно, дело в бренде. Люди 20-30 лет помнят, как в детстве смотрели мультики про покемонов, и у многих есть приятная ассоциация с брендом. Игра сама по себе хороша, но если бы не позитивный налет ностальгии, она никогда не стала бы настолько популярной.

Выбирайте тот самый момент. Игру выпустили в начале лета. Стратегически гениальный шаг: именно летом у детей и взрослых больше свободного времени. Вряд ли Pokemon GO имела бы такой успех, если бы ее выпустили зимой. А еще в этом году исполняется 20 лет появлению покемонов. Подумайте, есть ли время года или день недели, которые предпочтительны для вашего мероприятия? Может, есть и особые даты, к которым можно приурочить событие.

Бренд продает сам себя. Видели рекламу Pokemon GO? Правильно, потому ее не было. Максимум, что попало в Интернет до релиза, — превью игры на YouTube. Большинство людей не знали заранее о релизе, не ждали его. Просто увидели игру в магазине приложений и стали играть, обсуждать и пошло, поехало. Вам не нужен гигантский маркетинговый бюджет, чтобы сделать событие успешным. Если вы медленно культивируете узнаваемость бренда с помощью соцсетей, в итоге ваш бренд станет продавать сам себя. Ваши подписчики и посетители будут доверять вам, как фанаты покемонов доверились бренду двадцать лет спустя.

Награда за преданность. Игра Pokemon GO награждает пользователей за определенный вид действий, например, за поимку редкого покемона. Большинство современных игр поступают так же. А как вы награждаете своих посетителей? Очень важно поощрять лояльность к бренду. Покажите людям, что вы благодарны им за то, что они тратят свое время именно на вашу выставку. Возможно, стоит предложить постоянным посетителям особые пропуски в закрытые зоны, бесплатный обед или просто кофе.

Легкость навигации. Pokemon GO — элементарная игра: и взрослый, и ребенок могут быстро скачать, установить ее и начать играть. И сам процесс безумно прост. Вот и на ваше мероприятие люди должны попадать легко. У них не должно возникать вопросов и трудностей, начиная с момента регистрации и прочтения программы мероприятия. Не заставляйте людей гадать, что их ждет. Они должны знать заранее, что будет на выставке, иметь подробный график и все, что необходимо для комфортного посещения, вплоть до координат ближайшей парковки и кафе.

Да, Pokemon GO — просто игра, но мы смогли вынести несколько важных уроков из этого феномена. А что до интересной, но далеко не инновационной технологии дополненной реальности, волну покемонов уже подхватили.

Тот же департамент информационных технологий Москвы уже выпустил приложение «Узнай Москву. Фото», аналогичное Pokemon GO. Пользователям предлагается гулять по столице и искать виртуальных двойников культовых и исторических личностей, чтобы с ними сфотографироваться. Вот и вы не отставайте.

Статья подготовлена проектом Expotory. Эффективные решения для MICE

В Spider Group на вас работает более чем двадцатилетний опыт в разработке мобильных приложений, веб-разработке сайтов, серверных проектов, дополненной реальности, искусственного интеллекта и Интернета вещей.